Фото: ru.freepik.com
Однако, как рассказывает CNN, находка, которая бывает раз в жизни и которую назвали “Торин” в честь персонажа "Хоббита", оставалась тщательно хранимой тайной в течение почти десяти лет, пока Слимак и его коллеги выясняли значение находки – рискованное предприятие, которое натравило экспертов по древней ДНК на археологов.
“Мы столкнулись с серьезной проблемой”, – рассказывает Людовик Слимак, исследователь из Национального центра научных исследований Франции и Университета Поля Сабатье в Тулузе. “Генетики были уверены, что неандертальцу, которого мы назвали Торином, было 105 000 лет. Но, судя по археологическому контексту этого образца, мы знали, что ему где-то от 40 000 до 50 000 лет”.
“Результаты анализа ДНК не соответствовали тому, что мы видели”, – добавил археолог.
Команде исследователей потребовалось почти 10 лет, чтобы собрать воедино историю загадочного неандертальца, добавив новую главу к давней тайне того, почему эти доисторические родственники человека исчезли около 40 000 лет назад.
Исследование, опубликованное в среду в журнале Cell Genomics, показало, что Торин принадлежал к группе неандертальцев, которые были изолированы от других групп на протяжении примерно 50 000 лет. Эта генетическая изоляция была причиной того, что ДНК Торина, казалось, происходила из более раннего периода времени, чем это было на самом деле.
До сих пор генетики полагали, что на момент вымирания существовала одна популяция неандертальцев, которая была генетически однородной, но новое исследование показывает, что в то время в Западной Европе было по крайней мере две популяции, и они жили на удивление близко друг к другу.
“Популяция торинов провела 50 000 лет, не обмениваясь генами с другими популяциями неандертальцев, – отмечает Слимак в пресс-релизе. – Таким образом, у нас есть 50 тысячелетий, в течение которых две популяции неандертальцев, живущие примерно в десяти днях ходьбы друг от друга, сосуществовали, полностью игнорируя друг друга”.
Слимак сказал, что это открытие позволяет предположить, что сообщества неандертальцев были небольшими и замкнутыми, – факторы, которые могут стать ключом к пониманию их вымирания, поскольку изоляция обычно считается эволюционным недостатком.
Меньшая генетическая изменчивость может затруднить адаптацию к изменяющемуся климату или болезням, в то время как меньшее социальное взаимодействие между группами затрудняет обмен знаниями и технологиями.
“Они были счастливы в своей долине, и им не нужно было никуда переезжать, в то время как Homo sapiens все время хотят исследовать, посмотреть, что находится там, за этой рекой, за этой горой. У нас есть эта потребность, эта потребность двигаться и эта потребность в создании социальной сети”, – сказал Слимак.
По его словам, такая структура небольших популяций, изолированных друг от друга культурно и генетически, вероятно, стала основным фактором вымирания неандертальцев, которое произошло примерно в то же время, когда Homo sapiens появился в Европе.
ДНК из окаменелостей Homo sapiens того времени показывает, что эти ранние пришельцы скрещивались с неандертальцами – следы этих встреч сохранились в современных человеческих популяциях. Однако в исследовании отмечается, что никаких соответствующих генетических свидетельств этого скрещивания не было обнаружено в окаменелостях неандертальцев того времени, включая останки Торина.
Какое бы поведение ни привело к такому отсутствию генетического смешения с одной стороны, наряду с небольшими и изолированными популяциями неандертальцев, такими как та, которую идентифицировали Слимак и его коллеги, это, вероятно, способствовало исчезновению неандертальцев, комментирует Крис Стрингер, ведущий исследователь в области эволюции человека в Лондонском музее естественной истории, который не принимал участия в исследовании.
“Каковы бы ни были причины этого дисбаланса (социальные, биологические?), он способствовал вымиранию последних неандертальцев, поскольку их и без того небольшая популяция теряла особей репродуктивного возраста в пользу других видов, не получая взамен никакого пополнения, – подчеркивает Стрингер. – В сочетании с экономической конкуренцией со стороны вновь прибывших за ресурсы это могло бы привести к демографическому коллапсу”.
Неясно, находится ли полный скелет Торина в Гротте Мандрен, как известно, в скальном убежище в долине Роны близ Малатаверна, Франция. Останки были найдены недалеко от поверхности в мягком, неустойчивом грунте, и раскопки, по словам Слимака, продолжаются медленно, археологи выщипывают “по крупинке за раз”.
На данный момент археологи раскопали еще несколько останков Торина: 31 зуб, часть челюсти и пять костей пальцев. Форма его зубов типична для неандертальца, но у него было два дополнительных нижних коренных зуба – черта, которая иногда наводит на мысль об инбредной популяции, отмечается в исследовании.
Первоначальный генетический анализ показал, что Торин был намного старше, поскольку его геном отличался от других более поздних неандертальцев и напоминал геномы древних людей, живших более 100 000 лет назад.
Чтобы понять происхождение Торина и подтвердить возраст его останков, команда проанализировала химические изотопы в его костях и зубах, чтобы определить, в каком климате он жил, основываясь на количестве воды, которую он пил, и других факторах. Неандерталец, живший в Европе 105 000 лет назад, наслаждался бы гораздо более теплым климатом, чем тот, кто жил 45 000 лет назад, во время ледникового периода.
“Мы работали в течение семи лет, чтобы выяснить, кто был неправ – археологи или специалисты по геномике”, – рассказал Слимак в пресс-релизе.
Слимак участвует в раскопках Грота Мандрин уже более трех десятилетий и сделал ряд интересных находок в скальном убежище. Это единственное известное место, где поочередно проживали группы Homo sapiens и неандертальцев, а также самые ранние свидетельства использования лука и стрел за пределами Африки.