Главная / ЭКОНОМИКА / Цены на авиабилеты улетели за облака. Удастся ли их вернуть на землю?

Цены на авиабилеты улетели за облака. Удастся ли их вернуть на землю?

Цены на авиабилеты улетели за облака. Удастся ли их вернуть на землю?

Тенденция в гражданской авиации сегодня такова: при сокращении авиапарка в России имеем беспрецедентный рост цен на авиабилеты. По расчетам некоторых экспертов, они за год уже «пробили потолок» и выросли на 40%.

При этом доходы авиакомпаний растут. Совокупная выручка российских авиакомпаний по итогам 2024 года может достичь 1,8 трлн руб., прогнозируют аналитики. Такой итог обеспечит, во-первых, рост цен на авиабилеты, а во-вторых, — рост перевозок. В этой связи российские авиакомпании по итогу 2024 года могут показать рекордную с 2011 года для отрасли выручку 1,8 трлн руб.

«Это исторический максимум», — считает старший директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин.

В первом полугодии 2024 года в среднем перелет по стране обходится в 9150 руб., сообщил глава Минтранса Роман Старовойт, ссылаясь на данные Федеральной антимонопольной службы.

По словам Старовойта, цены растут не только в России, но и во всем мире, одной из причин стал повышенный спрос. «Здесь несколько факторов. Это рост пассажиропотока, то есть увеличивается конкуренция. Это затраты авиакомпании на поддержание летной годности. Как бы то ни было, но увеличились расходы авиакомпаний на эти виды работ», — сказал он, отметив, что подорожали также топливо и наземные услуги.

Каковы перспективы роста цен на авиабилеты в России? И что может стать сдерживающим фактором? С таким вопросом мы обратились к главному редактору портала Avia.ru, эксперту Госдумы по транспорту Роману Гусарову.

— Цены на авиабилеты будут расти и дальше, и тут сыграют роль несколько факторов. Это повышение себестоимости и дефицит перевозных емкостей, то есть собственно самолетов, которых становится все меньше.

Еще один фактор — это курс рубля. Если рубль будет по 150, то за границу летать смогут немногие, спрос упадет, и цены перестанут расти: ведь пассажиров надо будет как-то удержать. Если не произойдет снижения инфляции, все будет проиндексировано на ее уровень, а также на стоимость запчастей и ремонт.

Играют роль и аэронавигационные сборы, которые заложили в стоимость билетов, это сбор на ремонт аэропортов. Ну и топливо, куда ж без него, которое в этом году побило все рекорды на бирже. Авиакеросин продавали по максимально высокой цене.

И еще один фактор: если самолетов не будет хватать — цены на авиабилеты будут расти дальше. В этом году мы как-то еще переживем, прогноз на будущее не рискну сделать, он в любом случае не будет оптимистичным.

Однако премьер-министр Михаил Мишустин считает, что снижение цен станет возможным с развитием отечественного самолетостроения. Производство российских воздушных судов и запчастей в рублях поможет сократить издержки, что позволит снизить стоимость перелетов. По его логике, производство российских судов и запчастей в рублях поможет сократить издержки, что позволит снизить стоимость перелетов.

Сейчас около 80% рейсов выполняются на импортных самолетах, содержание которых требует значительных затрат, включая параллельный импорт оборудования. Эти расходы закладываются в стоимость билетов, пояснил гендиректор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев.

Действительно ли цены на авиабилеты снизятся после того, как авиапарк станет российским? И что будет происходить с ценами на авиабилеты сейчас, пока отечественный авиапром только встает на ноги?

С таким вопросом мы обратились к эксперту Международного консультативного агентства «Безопасность полетов» и основателю сервиса RunAvia Андрею Патракову.

— В этом году, по моим прогнозам, рост стоимости на авиабилеты составит не меньше 40%. Сейчас цены на авиабилеты будут расти еще больше, если вырастут доллар и юань. Так что поводов для оптимизма нет пока.

Проблема еще и в том, что с каждым месяцем растут расходы на ремонт и обеспечение безопасности нашего авиапарка. В нем сейчас в основном старые самолеты, поддерживать их в нормальном состоянии очень дорого. Техобслуживание из-за санкций решается параллельным импортом, поставщики накручивают цены, называя это «премией за риск».

Не стоит забывать, что в скором времени нас еще ждет налоговая реформа, для многих цена билета станет просто неподъемной.

«СП»: Значит, чтобы авиабилеты подешевели, надо ждать собственного авиапарка, как считает премьер Мишустин?

— Я считаю, если появятся наши, отечественные самолеты, билеты дешевле не станут. Опыт эксплуатации новых самолетов показывает, что когда лайнер только «запускают», выявляется огромное количество недостатков и недоделок. Это общемировая практика.

К тому же опыт производства собственных самолетов пока что ограничен у нас Superjet, МС-21 — в стадии разработки. В общем, если быть реалистами, ждать появления продукции собственного авиапрома стоит не раньше 2030 года. К тому же я считаю, что себестоимость наших отечественных самолетов будет выше. Так что на сегодня дешевле поддерживать летную годность импортных самолетов, которые пока еще в нормальном состоянии.

«СП»: Слышала мнение авиаэкспертов, что импортозамещение у нас пошло не лучшем образом…

— Соглашусь. Оказалось, что наши двигатели не конкурентоспособны, и для них зачастую не хватает того, что мы имеем на сегодня в плане электроники.

«СП»: Так в чем же выход? Если цены на авиабилеты станут неподъемными, авиакомпании будут терпеть убытки. Неужели государство не вмешается в решение проблемы?

— В период становления авиапрома государство должно субсидировать авиапром, это должно понизить цены на билеты. В случае с «Эрбасами», в период их становления, кстати, так и было.

«СП»: Ваш прогноз на ближайшее будущее, что будет с ценами на авиабилеты, если быть реалистами?

— Пока рост цен продолжится. Но все будет зависеть от платежеспособности населения. Кстати, появилась тревожная тенденция: в августе продажи авиабилетов пошли на спад. Если цены будут расти и не будет государственных субсидий, на некоторых направлениях перелеты могут просто прекратиться.

Также будет играть роль платежеспособность людей, а это зависит уже не столько от авиации, сколько от экономики страны в целом.

Источник

Оставить комментарий