Восточный экономический форум, прошедший в сентябре с участием президента, оживил дискуссию о строительстве в регионе нового города-спутника Владивостока. Пока речь идёт только о деньгах.
На сегодня стоимость проекта составляет около 1 трлн рублей и требует от 300 млрд бюджетных инвестиций, рассказал глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков (видимо, дополнительно 300 млрд, т. к. февральская оценка — 1,4 трлн рублей).
Причем летом 2022-го общую стоимость строительства определяли всего в 300 млрд рублей. Конечно, за пару лет инфляция могла изменить смету (на 10−15%, Росстат не даст соврать), но чтобы расходы выросли в 3−4 раза (!). Тогда же министр говорил, что бизнес профинансирует 90% расходов. Теперь меньше. Не слишком ли вольно наверху обращаются с цифрами? Жонглирование сотнями миллиардов, в том числе казённых средств…
Чекунков обещает работать над тем, чтобы пропорция государственных и частных средств составила 1 к 5. Похвально, но это 80%, а не 90%. И неясно, удастся ли её достичь, раз не справились до сих пор. А если нет, доплатить придётся бюджету? Скинуться всем миром? Выручка бизнеса, который инвестирует в проект, должна быть больше вложений на 20−25%, беспокоится министр. Всё это вызывает вопросы об истинных целях мегастройки.
Как пояснял глава Минвостокразвития в июне, к властям обратились сразу несколько групп серьёзных инвесторов, готовых приступить к работе. Предполагалось перед ВЭФ-2024 произвести открытый выбор девелопера, подписать соглашение и начать работы. Правда, о подписании такого соглашения СМИ сообщали ещё в 2021 году. На колу мочало, начинай сначала? Или постоянно меняются условия проекта? Интересно, почему?
Триллион, а то и полтора рублей — деньги огромные. Ради чего вся затея? Город-спутник на 100 тыс. человек должен появиться в 30 минутах езды от центра Владивостока до международного аэропорта и вместе с городом Артём сформировать первый в Приморье миллионник, создав Владивостокскую агломерацию. Если верить чиновникам, там будет возведено не менее 2,5 млн кв. метров жилой и коммерческой недвижимости.
Правда, местным жителям масштабные планы начальства оказались не по душе. Депутаты Надеждинского района проголосовали против присоединения к Владивостоку, а люди даже собрались на стихийный сход. Они не желают лишаться своей аутентичной территории и становиться частью «чужого» пространства, пояснил депутат-коммунист. При этом гордума Владивостока приняла противоположное решение.
Чем закончится эта история, сомнений нет. Юридической решение об объединении наверняка продавят. Когда проект курирует Москва, спорить трудно. Сейчас это ещё и вопрос геополитики. В проекте заинтересованы строительные и инфраструктурные компании из Китая и Индии, похвастался министр. Также сообщалось об интересе ОАЭ, куда летал недавно президент. Ради редких теперь союзников прогнут кого угодно.
Тем более новая стройка вполне в русле стратегической линии Москвы на разворот на Восток. В рамках программы реновации дальневосточных городов предполагается улучшить условия жизни в ещё 25 здешних полисах (чуть ли не во всех, ведь их там мало). Общий объем средств, выделенных на это, за семь лет составит 4,4 трлн рублей. И всё это в надежде решить застарелую проблему — отток населения.
Но кто будет выполнять эти масштабные строительные работы, если людей и так в регионе в обрез? Опять мигранты из Центральной Азии? Так они заняты на стройках Мариуполя или курьерят в столицах. И вообще, сами выбирают себе место работы. Ещё завезут? Могут. А нашим работягам откажут, как это нередко бывает в ДНР — оргнабор, мол. Как бы россияне не взвыли от таких, опостылевших им, управленческих решений.
Конечно, индийские компании могут привезти временных рабочих из Бангладеш, а китайские нанять дисциплинированных северокорейцев, которые потом отправятся восвояси, но не будет ли это вновь выглядеть, как создание благоприятных условий кому угодно, только не местным жителям: инвесторам, компаниям-застройщикам, иностранным рабочим, политическим союзникам России. А где здесь интересы народного большинства?
Хорошо бы подобные масштабные проекты просчитывались не только с точки зрения экономики строительства, но и в смысле социальных последствий. Найдутся ли люди, желающие там жить? Кем они будут? Какие можно придумать стимулы для привлечения на Дальний Восток нашей молодёжи? Зарплаты, льготы, скидки на жильё, гарантированные рабочие места. Всё это должно быть прописано до, а не после начала строительства.
Как вариант, может стоит вернуть обязательное распределение на работу после вузов? Государство тратит на обучение студентов средства и имеет право требовать их отработать. Да они и сами будут рады, что их не бросают, дают возможность самореализации. Отправиться из опустошённой центральной России на берег Тихого океана разве не романтично? Закладывая триллионные расходы, не грех подумать и о такой мелочи.
Работу на «северах», к коим причисляется у нас и Дальний Восток, можно сделать обязательной для тех, кто хочет занять те или иные госдолжности. Что-то вроде службы в армии. Советская власть знала толк в таких делах, умело перемешивала людей, показывала им большой мир, а те платили честным трудом. Страна жила, дышала. Дикому капитализму такое регулирование чуждо, но сейчас приоритеты власти, кажется, меняются.
Главное, чтобы подобные нововведения были системными, делались не для виду, чтобы поразить начальство креативом, а там хоть трава не расти. Ведь так можно загубить любую удачную идею. Пример: дальневосточный гектар. Уступив требованиям общества, чиновники, согласились раздавать землю, но пожадничали. Давали и мало, и неудобья. В итоге проект не взлетел. Разве что операторы его при деле и при зарплатах.
Складывается впечатление, что масштабные инфраструктурные стройки у нас реализуются лишь тогда, когда на верху будет достигнут консенсус (между кем и кем?) о том, кто станет их бенефициаром. Может, это такой способ управления: раздавать приближённым и их кланам вкусные проекты, балансируя их доходы, а значит и лояльность? А для тех, кто попроще, существует бюджет. Электорату же и вовсе по 10 тысяч в зубы. Просто версия.
Так, годами рассуждали ни шатко ни валко о строительстве ВСМ между Питером и Москвой. Будто «Сапсана» не хватало. И вдруг раз — решено, закрутилось дело. Острая потребность возникла? С чего вдруг? А ведь недёшево — 1,8 трлн рублей. Или платная трасса Джубга — Сочи, прокладка которой обойдётся в 1,5 трлн рублей, ради того, чтобы поудобнее добираться до моря. Без неё прям никак? И вот теперь ещё триллионный город-спутник.
И новый город на Дальнем Востоке и другие упомянутые инфраструктурные проекты выглядели интересно и перспективно в мирное время, когда они, кстати, и были намечены. Но теперь всё радикально поменялось. В разгар боевых действий, которые могут перерасти в нечто совсем ужасное, тратить ограниченные ресурсы вместо фронта на сомнительные блестящие «игрушки» представляется не бесспорным.
Вот победим, тогда и отстроим страну. И скоростные поезда повсюду пустим, и автобаны проложим лучше, чем в Германии, и города, порты утвердим на Тихом океане — опору сильной России. Владивосток станет миллионником.