Главная / БИЗНЕС / Энергетикам отменят льготы для отечественных турбин при модернизации ТЭС

Энергетикам отменят льготы для отечественных турбин при модернизации ТЭС

Энергетикам отменят льготы для отечественных турбин при модернизации ТЭС Почему власти больше не видят в них необходимости

Сюжет Эксклюзивы РБК Проекты модернизации ТЭС на базе российских газовых турбин больше не должны отбираться с учетом инновационности такого оборудования, считает Минэнерго. Это лишит энергетиков ряда льгот, включая бесштрафной перенос сроков ввода

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Минэнерго предлагает отказаться от применения критерия инновационности к созданным в России отечественным газовым турбинам в рамках дальнейшей реализации программы модернизации тепловых электростанций (КОММод). Это следует из проекта постановления правительства о комплексной доработке механизма КОММод, уже прошедшего общественное обсуждение. Отмену критерия подтвердили РБК в ведомстве.

Будущие отборы проектов модернизации ТЭС в 2024-м и последующих годах не предполагают использование головных образцов (первых несерийных) российского газотурбинного оборудования, как это было на ранних этапах, объясняют в Минэнерго. Тогда производство турбин только разворачивалось, поэтому для поддержки машиностроителей и проектов с первыми отечественными установками (ГТУ) было принято решение применить дополнительные льготные условия, вытекающие из инновационности.

«В частности, генерирующие компании, купившие такие турбины и котлы, смогут избежать штрафов за опоздания с вводами или аварии», — поясняет директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. Сам статус присваивает Минпромторг, добавляет он. Ключевыми условиями для этого являются наличие конструкторской и технологической документации, права использования результатов интеллектуальной деятельности и подтверждение производства оборудования на территории России.

Сегодня дальнейшее использование критерия нецелесообразно, считают в Министерстве энергетики. Он был важен на этапе «детских болезней» нового оборудования, но «плодить безответственность» Минэнерго не готово, объяснил РБК позицию ведомства глава департамента развития электроэнергетики Андрей Максимов. «Для головных образцов — безусловно, но как только они идут в серию, это обычное оборудование, к которому надо относиться соответствующе», — сказал он в кулуарах конференции «Территория энергетического диалога» (ТЭД).

Какие изменения вносят в КОММод

Программа модернизации ТЭС стартовала в 2019 году. Она предполагает замену либо реконструкцию основного оборудования более 40 ГВт мощностей в течение десяти лет — с 2022 по 2031 год. Ее финансирование осуществляется за счет надбавки на оптовом энергорынке, которую оплачивает промышленность. По данным «Системного оператора» (СО; диспетчер энергосистемы), в рамках КОММод реализуются 127 проектов суммарной установленной мощностью 26,8 ГВт. В 2021 году был проведен первый инновационный отбор с запуском энергоблоков в 2027–2029 годах. Тогда для обкатки отечественных парогазовых установок (ПГУ) с российскими газовыми турбинами было отобрано пять проектов суммарной мощностью 1,6 ГВт компаний ОГК-2 (входит в «Газпром энергохолдинг»), «Интер РАО» и «Т Плюс», которые выбрали для своих проектов пилотные установки ОДК «Ростеха» и «Силовых машин».

КОММод стал одним из способов обеспечить спрос на отечественное энергооборудование, освоение которого в России только начинается. В стране пока два основных разработчика и производителя газовых турбин средней и большой мощности — это ОДК с установкой ГТД-110М (мощностью 118 МВт) и «Силовые машины» с ГТЭ-65 (65 МВт) и ГТЭ-170 (170 МВт).

Отечественные турбины с серийным производством

ОДК изготовила первую серийную турбину большой мощности ГТД-110М в начале 2023 года. В сентябре 2024 года установка впервые прошла комплексные испытания, отработав на максимальной мощности 72 часа. Она размещена на третьем энергоблоке ТЭС «Ударная» (Краснодарский край) компании «Технопромэкспорт» («Ростех»). Три такие турбины ОГК-2 планировала использовать на блоках Новочеркасской ГРЭС, отобранных на инновационном КОММод 2021 года. Поставка ожидается в 2025–2026 годах.

«Силовые машины» завершили сборку первого серийного образца большой мощности ГТЭ-170 в конце 2023 года. Турбина произведена для Нижнекамской ТЭЦ «Татнефти». Еще четыре такие установки планирует использовать «Интер РАО» при модернизации блоков Каширской ГРЭС в рамках инновационного КОММод 2021 года. «Силмаш» сообщал, что стремится минимизировать сдвиг сроков их поставки и сделать это в 2025 году.

Турбина средней мощности ГТЭ-65 пока все еще находится на стадии изготовления головного образца. Ее сборку планируется завершить в первой половине 2025 года, а провести испытания — в третьем квартале 2026-го. Ранее предполагалось, что «Силовые машины» изготовят эту установку в конце 2024 года. Параллельно компания собирает еще две такие турбины. Одним из заказчиков пилотных ГТЭ-65 планировала стать «Т Плюс» и использовать их на экспериментальных проектах, также отобранных на инновационном КОММод (Саратовской ТЭЦ-2 и Пермской ТЭЦ-14 с началом поставки мощности к 1 апреля 2028 года). Однако «Коммерсантъ» в начале 2024 года сообщал о возможном отказе компании от этих планов из-за сложных переговоров по конечной цене турбин.

Турбина ГТЭ-170 первой в России получила статус инновационного энергетического оборудования.

Уже в 2021 году звучали предложения о различного рода корректировках конкурсного механизма по отбору проектов модернизации ТЭС, однако тогда Минэнерго не планировало вносить изменения в условия КОММод, в частности для проектов на парогазовых установках, до ввода первых инновационных блоков, рассказывал ныне экс-замминистра энергетики Павел Сниккарс в интервью отраслевому изданию «Переток». С тех пор его позиция изменилась, хотя ни один из блоков пока так и не был запущен. Но с российского рынка ушли производители иностранных газовых турбин, обеспечивавшие конкуренцию, необходимую в том числе для снижения капзатрат. Кроме того, на 70% выросла стоимость оборудования и сервиса, рассказал Максимов в ходе выступления на ТЭД.

В 2022 году энергокомпании начали сдвигать сроки запуска проектов модернизации ТЭС из-за проблем с поставкой оборудования. Сегодня из общего числа отобранных к настоящему времени проекты примерно на 2 ГВт, «скорее всего, не будут реализованы», но могут быть снова разыграны на отборе в будущем, указал Максимов. «Речь идет об отказах со штрафами для генкомпаний и регрессных штрафах для производителей», — добавил глава департамента, выступая на конференции.

В августе Минэнерго опубликовало проект постановления правительства о комплексной доработке механизма КОММод, чтобы 1 ноября 2024 года провести отбор уже с обновленными параметрами. В частности, документ предусматривал индексацию максимального порога капитальных затрат в среднем в 2,9 раза и проведение помимо общего залпового отбора проектов с газовыми турбинами (ГТУ) на 2028–2030 годы в объеме до 1 ГВт ежегодно. При этом отсутствовало указание на инновационность участвующих установок, но в пояснительной записке отмечалось, что подразумеваются локализованные турбины.

Общественное обсуждение проекта завершилось в начале сентября, и ряд условий уже претерпели изменения. К примеру, 19 сентября замминистра энергетики Евгений Грабчак сообщил, что под залповый отбор проектов с российскими ГТУ теперь предлагается зарезервировать не 3 ГВт суммарно в 2028–2030 годах, а 5 ГВт. В части CAPEX (предельные капзатраты на реализацию проекта) предложения не менялись, рассказал РБК Максимов. Также по-прежнему предлагается провести отбор проектов ПГУ без критерия инновационности. Согласно постановлению кабмина, опубликованному 25 сентября, сроки проведения КОММод перенесены на полтора месяца — с 1 ноября до 15 декабря.

Какие последствия ожидаются от изменения параметров отбора

Отмена статуса инновационности, возможно, позволит активнее воздействовать на поставщиков энергооборудования, затягивающих реализацию контрактов, считает Сасим. Вместе с тем такой подход, по сути, может усилить ответственность самих генерирующих компаний за срыв срока ввода проектов по вине машиностроителей, добавляет старший консультант группы аналитики в электроэнергетике Kept Екатерина Артеменкова. «Однако ситуация в энергосистеме, связанная с дефицитом мощности в отдельных энергорайонах по причине увеличения потребления и аварийности оборудования, вынуждает усиливать дисциплину», — подчеркивает она.

Максимов подтверждает, что с предложением отказаться от инновационного подхода в предстоящих отборах согласны не все генерирующие компании. «Но выработка электроэнергии не происходит для самой себя, она нужна для снабжения потребителей. Если нам придется сейчас выключить свет, мы все расстроимся и не будем выяснять с вами, кто именно виноват и какие (чьи) головные образцы где там не работают», — подчеркнул он.

РБК направил запросы в крупнейшие генерирующие компании.

По данным источника РБК в отрасли, еще в июне на совещании в Минэнерго по предстоящему в 2024 году КОММод представитель «Юнипро» высказывался о целесообразности сохранения критерия инновационности, но с возможным пересмотром льготных условий. Согласно протоколу этой встречи (есть у РБК), компания указывала на «отсутствие как опыта эксплуатации газотурбинных установок отечественного производства, так и информации о заключенных контрактах на их поставку и, как следствие, — о нецелесообразности их дальнейшего учета в качестве серийных образцов». В компании РБК актуальную позицию по этому вопросу не предоставили.

В пресс-службе «Т Плюс» напомнили, что для отбора на 2028–2030 годы комплексные испытания прошла только турбина ГТД-110 (ОДК), а ГТЭ-170 и ГТЭ-65 («Силовые машины») пока не подтвердили заявленную мощность и экономичность, «поэтому генерирующие компании видят для себя риски их использования». По мнению «Т Плюс», было бы оптимально обеспечить возможность переноса срока начала реализации проектов модернизации в случае задержки и серийных газовых турбин. Согласно протоколу, такую же позицию на совещании высказывали «Интер РАО» и «Юнипро». «Использование серийных образцов газовых турбин гарантирует выработку определенной мощности и КПД. При использовании же головного образца может потребоваться доработка агрегатов для достижения заявленных параметров, поэтому логично предоставить возможность генерирующим компаниям перенести срок ввода оборудования в эксплуатацию до 36 месяцев без применения штрафных санкций», — считают в «Т Плюс».

Артеменкова предполагает, что предложение исключить критерий инновационности, вероятно, было заранее проработано с машиностроителями в части их готовности к поставке газовых турбин не в пилотном режиме, а в стабильном, с соблюдением всех сроков. В пресс-службе «Силовых машин» РБК сообщили, что «поддерживают план Минэнерго». В Минпромторге заверили, что на сегодняшний день для сооружения генерирующих объектов как в рамках КОММод и КОМ НГО (строительство новых станций), так и отдельных проектов в России производится и обслуживается полная номенклатура оборудования. При этом ведомство «будет настаивать на инновационности при разработке новых газовых турбин мощностью более 200 МВт». О работе над турбинами такой мощности 25 сентября заявил генеральный конструктор «Силовых машин» Александр Ивановский.

Минпромторг считает, что в предстоящем отборе нет необходимости снижать требования к локализации комплектующих газотурбинных установок. Что касается дополнительных мер воздействия на машиностроителей, то, по мнению Минпромторга, в рамках российского законодательства уже установлен высокий уровень ответственности поставщиков за нарушение договорных условий — в частности, через взыскание убытков в судебных процессах. Однако в Минэнерго рассказали, что совместно с другими ведомствами «ведется разработка соответствующих механизмов». «Одна из важнейших задач — создать действенные механизмы стимулирования участников к соблюдению договорных сроков, а не создающие дискриминирующие или невыполнимые условия», — отметили в министерстве.

Источник

Оставить комментарий