Главная / БИЗНЕС / «Роснефть» и ВТБ начали переговоры о вхождении суперверфи «Звезда» в ОСК

«Роснефть» и ВТБ начали переговоры о вхождении суперверфи «Звезда» в ОСК

«Роснефть» и ВТБ начали переговоры о вхождении суперверфи «Звезда» в ОСК Потенциальную сделку уже одобрил Владимир Путин

Сюжет Эксклюзивы РБК «Роснефть» начала переговоры о вхождении верфи «Звезда» в Объединенную судостроительную корпорацию, которая находится под управлением ВТБ. Инициатива о консолидации «для повышения эффективности» отрасли уже поддержана президентом

Судостроительный комплекс «Звезда» (Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС)

«Роснефть» и ВТБ обсуждают возможность вхождения дальневосточной верфи крупнотоннажного судостроения «Звезда», а также связанных с ней проектных активов в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Об этом РБК рассказали три источника в судостроительной отрасли, а также подтвердили в «Роснефти» и ВТБ.

Нефтяная компания уже обратилась с просьбой согласовать продажу «Звезды», а также Приморского металлургического завода (он должен обеспечить верфь крупноформатным стальным листом) и других проектных компаний к президенту Владимиру Путину (два источника РБК знакомы с содержанием обращения). По данным собеседников РБК, в обращении указывается оценка активов в 250 млрд руб., соответствующая их номинальной стоимости. На письме, по информации собеседников РБК, стоит виза президента о согласовании данной сделки.

В «Роснефти» и ВТБ (в 2023 году получил ОСК в управление на пять лет) РБК сообщили, что «приступили к переговорам о вхождении судостроительного комплекса в ОСК»: «Инициатива о консолидации судостроительных активов на Дальнем Востоке для повышения эффективности отрасли поддержана президентом».

Как сообщил РБК источник, знакомый с условиями обсуждения, речь может идти о продаже 100% комплекса. Цена и другие параметры сделки пока сторонами не определены — это произойдет в 2025-м, после проведения аудита активов.

РБК направил запрос представителю президента Дмитрию Пескову.

Чем известна «Звезда»

Судостроительный комплекс «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края, в 20 км на восток от Владивостока, — единственный судостроительный завод в России, построенный с нуля в постсоветское время. Новая верфь, строительство которой началось в 2009 году по поручению главы государства на базе одноименного дальневосточного военного завода, задумывалась как самая современная и оснащенная в России, где можно будет строить суда любого класса и любого назначения. Изначально реализацией проекта занимались ОСК и южнокорейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co., но в 2012 году последняя из него вышла. Затем реализацию «Звезды» передали консорциуму «Роснефти» и Газпромбанка — партнеры получили 75% в проекте (блокпакет остался за ОСК, но постепенно его размер снижался). «Роснефть» стала якорным заказчиком проекта. Всего на верфи спущено на воду уже 12 судов, строятся еще 23 более чем из 50, находящихся в портфеле заказов предприятия. Знаковый заказ завода — новый ледокол «Лидер» проекта 10510 мощностью 120 МВт на валах. Судно, заказанное «Росатомом», стоит более 120 млрд руб. Такие суда должны обеспечить круглогодичную проводку по Северному морскому пути — одному из главных транспортных проектов современной России.

ООО «Судостроительный комплекс «Звезда», по данным Rusprofile, на 100% принадлежит АО «Современные технологии судостроения» (СТС), которое возглавляет вице-президент «Роснефти» Константин Лаптев. Текущая структура акционеров АО не раскрывается. На конец 2020-го акции были распределены между АО «Роснефтегаз» (82,35%), АО «Всероссийский банк развития регионов» (13,1%) и ООО «ГПБ — Промышленные инвестиции» (4,55%).

Как заявлял в 2018 году глава «Роснефти» Игорь Сечин, суммарные инвестиции только в «Звезду» составляют 200 млрд руб. Решение о строительстве металлургического завода было принято в конце 2020-го. Как объяснял тогда Сечин на встрече с президентом, на основании технико-экономического обоснования (его делала компания МСС International Incorporation) был «сделан вывод о целесообразности строительства такого предприятия в этой зоне в связи с отсутствием наших производственных мощностей такого профиля»: «Будет построен новый металлургический завод производительностью 1,5 млн т с учетом того, что порядка 330–350 сама верфь будет перерабатывать, и новые потребители в регионе также могут воспользоваться этими мощностями. Будут производиться стальной лист и трубная продукция». В качестве расположения была выбрана бухта Суходол, рядом со «Звездой». Стоимость проекта оценивалась в $2,2 млрд.

Кадры для суперверфи привлекались в том числе с верфей ОСК на Северо-Западе. К примеру, действующий директор завода Сергей Целуйко до переезда в Большой Камень работал на петербургской «Северной верфи». Источники РБК в отрасли утверждают, что на данный момент вопрос привлечения кадров остается для «Звезды» актуальным.

Что происходит с ОСК

ОСК создана в марте 2007 года по указу президента России для объединения разрозненных судостроительных активов, находившихся под контролем разных частных и связанных с государством структур. Корпорация получила контроль над петербургскими Адмиралтейскими верфями (строят неатомные подводные лодки, военные корабли ледового класса и крупные рыболовные суда), Балтийским заводом (атомные ледоколы), Северной верфью (боевые корабли дальней морской зоны), северодвинским «Севмашем» (крупнейший в мире завод, специализирующийся на атомных подводных лодках), заводами в Калининграде, Поволжье, на Дальнем Востоке. До прошлого года ОСК напрямую контролировал Минпромторг, в 2014–2023-м ее возглавлял Алексей Рахманов.

В августе 2023 года ОСК была передана в доверительное управление ВТБ. Передачу инициировало правительство, ее согласовал президент. Среди причин передачи контроля госбанку назывались неэффективное управление и финансовые дыры корпорации.

Предыдущему руководству ОСК несколько раз удавалось компенсировать убытки крупнейших верфей за счет их докапитализации, но полностью перекрыть убытки прошлых лет так и не удалось. «Большинство заказов строятся в убыток, который покрывается за счет следующих серий судов. Исправить ситуацию не получалось, так как заказчики отказывались заключать контракты по ценам, которые устроили бы верфи», — вспоминает источник РБК, работавший в ОСК при прежнем руководстве.

В августе 2023 года ОСК возглавил Андрей Пучков, бывший заместитель главы ВТБ Андрея Костина. В течение года новое руководство корпорации поменяло директоров многих верфей. ОСК провела аудит активов, взяла курс на общую оптимизацию и сокращение расходов. В минувшем сентябре на Владивостокском экономическом форуме (ВЭФ) ВТБ представил проект новой крупнотоннажной верфи во Владивостоке по строительству грузовых судов. По замыслу руководства ОСК, новая верфь будет построена напротив «Звезды», на противоположном берегу Уссурийского залива. Выбор локации в ВТБ объясняют относительно мягким климатом и близостью к крупным азиатским партнерам России, в первую очередь к Китаю. Костин на ВЭФ заявлял, что дефицит ОСК до 2030 года составляет 1,029 трлн руб., еще около 1 трлн руб. требуется на строительство нового завода и модернизацию верфей на Северо-Западе.

Источник РБК, близкий к Минпромторгу, не исключает, что возможная продажа «Роснефтью» «Звезды» может привести к сдвигу сроков создания новой верфи во Владивостоке в том числе из-за общей нехватки рабочей силы в отрасли: «ВТБ необходимо будет сначала разобраться со своим новым активом в Большом Камне».

Источник

Оставить комментарий