Любимый многими 8-кратный победитель гонок в Формуле-1 Дэн Риккардо лишился места в Racing Bulls и, кажется, больше не сядет за руль болида Ф-1. История автоспорта знает множество случаев, когда пилоты возвращались с пенсии, но в случае Риккардо такой исход маловероятен. «МК-Спорт» максимально подробно рассказывает о том, как закончилась карьера австралийца в Формуле-1.
«Эти две гонки могут стать одними из самых важных не только в моем сезоне, но и, возможно, в моей карьере». Говоря это на Венгерском Гран-при, Даниэль Риккардо понимал, что его время в Формуле-1 достигло критической точки.
Перед обзором состава команд Red Bull Racing и Racing Bulls на летнем перерыве, Риккардо почувствовал возможность. Серхио Перес показывал не самые лучшие результаты в основной команде, и его место в команде не было гарантированным. Если Риккардо покажет хорошие результаты на двух гонках, у него будет реальный шанс вернуться в Red Bull – команду, которую он покинул в конце 2018 года. Он провел последние 12 месяцев, пытаясь продемонстрировать форму, которую показывал в свои лучшие годы, стремясь доказать, что готов вернуться в лидирующую группу Формулы-1, где сможет снова бороться за победы и подиумы.
Об этом мы постоянно слышали летом, а уже два месяца спустя карьера Риккардо в Формуле-1, похоже, подошла к концу. В четверг Red Bull объявил, что он будет заменен Лиамом Лоусоном на Гран-при США. Команда попрощалась с Риккардо через свои социальные сети. Это невероятно резкий конец одной из самых обсуждаемых историй в Формуле-1 за последние 18 месяцев. Истории, в которой было множество возможных концовок, каждая из которых выглядела вероятной в разные моменты этого года.
Но через два года после того, как он впервые выпал из гонок, потеряв место в McLaren и задаваясь вопросом, захочет ли он вернуться в Формулу-1, Риккардо теперь остается осмыслить, что после 257 гонок, 32 подиумов и восьми побед, что это, вероятно, финальные титры.
Резерв для Red Bull
В 2022 году, после трудного двухлетнего пребывания в McLaren, Риккардо действительно сомневался, хочет ли он снова участвовать в гонках Формулы-1. Он согласился на контракт с Red Bull, командой, в которой он достиг пика своего успеха в Формуле-1 с 2014 по 2018 год, в качестве «третьего гонщика», что включало некоторые тесты и демонстрационные заезды. Но зимой он не задумывался о полноценном возвращении. Он позволил своему спортивному голоду снова проснуться.
К Гран-при Австралии в марте Риккардо понял, что хочет вернуться на стартовую решетку. Когда у Ника де Врисса начались проблемы с AlphaTauri (теперь – Racing Bulls), он быстро стал пилотом, который занял место Ника. Позже случился выдающийся тест для Red Bull, который окончательно закрепил сделку на следующую гонку в Венгрии. Риккардо быстро заявил, что его общей целью является возвращение в Red Bull, которую он покинул в конце 2018 года ради перехода в Renault. Форма Серхио Переса как раз ухудшилась во второй половине сезона, и качественный перфоманс в младшей команде Red Bull подарил бы Риккардо шанс на возвращение.
Отсутствие на пяти гонках из-за сломанной руки в результате аварии на практике в Зандворте не поспособствовало Риккардо в его стремлении, и Лоусон заменял его в этот период. Однако в Мексике, на домашней гонке Серхио Переса, Дэн Риккардо продемонстрировал выдающуюся гонку, квалифицировавшись на четвёртом месте и финишировав седьмым на болиде, который вообще никто не ждал в десятке. Хотя Перес уже был подтвержденным пилотом Red Bull на 2024 год, его авария в первом повороте той гонки только добавила к нарративу, что Риккардо всё ближе к возвращению, о котором он так мечтал. Стоит отметить, что Риккардо всегда рассматривался как запасной вариант для Red Bull. Рядом с Пересом всегда был быстрый и известный гонщик, готовый заменить его. Но ранние события 2024 года никак не помогли Риккардо.
Cомнения приводят к летнему оптимизму
Racing Bulls вошли в 2024 год с дополнительным настроением. Команда была переименована из AlphaTauri в «Visa Cash App RB», а коммерческая привлекательность Риккардо, безусловно, помогла коллектиу привлечь два крупных американских бренда в качестве титульных спонсоров. Команда также планировала более тесное техническое сотрудничество с Red Bull, чтобы улучшить результаты после разочаровывающего сезона 2023 года.
Однако прошло совсем немного времени, как сомнения относительно формы Риккардо начали возникать. К Гран-при Майами Риккардо имел результат 1-4 в квалификации против Юки Цуноды и не набрал ни одного очка, в то время как Цунода финишировал седьмым в Мельбурне. За тот же период Перес четыре раза поднимался на подиум в пяти гонках, что делало любую мысль о том, что Риккардо может занять его место в Red Bull, скорее мечтой, чем реальностью.
Риккардо попросил Racing Bulls о замене шасси, чтобы развеять любые сомнения относительно того, что с его машиной что-то принципиально не так, и вернуть себе уверенность. Команда согласилась на изменение. Четвертое место в квалификации спринта в Майами и в самом спринте, когда он удерживал позицию от Карлоса Сайнса из Ferrari в завершающих этапах, было похоже на «старого Риккардо» – однако через несколько часов он не вышел из первого круга квалификации.
Форма Риккардо оставалась нестабильной на протяжении летних гонок, а пиком стало восьмое место в хаосе в Канаде. Но это не вызывало такого беспокойства у Red Bull, как упадок Переса в основной команде, который не показывал никаких признаков улучшения. В это время Макс Ферстаппен продолжал выигрывать гонки и бороться за первые места, а более глубокие проблемы с RB20, которые проявляются сейчас, оставались неясными. Серхио Перес не набрал ни одного очка в Сильверстоуне. Его форма была, как выразился руководитель Red Bull Кристиан Хорнер, «недопустимой».
Это привело к вновь возникшей возможности для Риккардо вернуться в Red Bull. Он понимал, что его ждут две важнейшие гонки в карьере. Планировался «чек-ап» после Гран-при Бельгии, на котором Red Bull должен был оценить составы обеих команд, принимая во внимание трудности Переса, нестабильную форму Риккардо и необходимость найти место для Лоусона к осени, иначе он может покинуть команду. Учитывая опыт, Риккардо имел сильные аргументы для того, чтобы занять место Переса, если Red Bull решит произвести изменения. Он и Лоусон должны были участвовать в съемочном дне для Racing Bulls в первую неделю летнего перерыва, что дало бы команде возможность сравнить их скорость на равных машинах, даже если Хорнер приуменьшал это, называя просто съемочным днем.
Но изменений не произошло. На следующий день после того, как Перес с P2 на старте гонки опустился на P7 на финише, Хорнер сообщил сотрудникам Red Bull, что Перес останется на своем месте, что также означало, что Риккардо останется в команде. Следующий обзорный период планировался на промежуток между Сингапуром и Остином через четыре гонки, что давало всем участникам возможность заявить о своих правах на доступные места. К тому моменту будущее Риккардо уже выглядело неутешительно.
Конец карьеры Риккардо в Формуле-1
То, что делает уход Риккардо отличным от его выхода из McLaren в 2022 году, заключается в том, что он, вероятно, навсегда прощается с гонками в Формуле-1. Не будет времени на то, чтобы посмотреть, вернется ли у него естественное желание гоняться, и вряд ли появится роль резервного пилота, чтобы сохранить какую-то связь с паддоком. Это всё.
Слово «пенсия» не было использовано, но настроение было ясным из поста Риккардо в соцсети. «Я любил этот спорт всю свою жизнь, – написал он. – Это дико и чудесно, и это было путешествие.»
Риккардо не закончит свою карьеру в Формуле-1 с негативными эмоциями к спорту. В четверг в Сингапуре он говорил о том, как влюбился в Формулу-1 снова с момента своего возвращения. Несмотря на то, что этот сезон был полон разочарований, ему нравилась конкурентная сторона гонок. Но он признал, что не смог достичь того, чего хотел в своем возвращении: снова оказаться на самом верху.
«У меня все еще много любви к этому спорту, но я также должен напоминать себе, почему я вернулся. Это было, чтобы попытаться снова быть на передовой. Мне это нравится. Но когда ты не в очках, это определенно менее приятно. Мне также 35. Я был на передовой, я испытал радость победы. Я не хочу держаться за что-то, что, возможно, никогда не осуществится. Я определенно об этом думал. Я не сказал бы, что буду бросаться на любую возможность в следующем году, это не так. Я, вероятно, скажу: ‘Удачи.» — сказал Риккардо.
Карьеру Риккардо можно назвать той, о которой большинство гонщиков мечтают. Он завоевал уважение и, возможно, кое-что даже более редкое и ценное – дружбу своих соперников. С гордостью можно сказать, что он одержал восемь побед, все из которых были завоеваны, не гоняясь за доминирующей командой того периода, что является предметом гордости. Он войдет в историю как один из ключевых гонщиков этой эпохи Формулы-1.
Риккардо не боится того, каким будет жизнь вне Формулы-1. Он вполне может найти способ удовлетворить свою жажду гонок, если захочет. Дейл Эрнхардт-младший ранее говорил, что Риккардо будет рад попробовать гонку в NASCAR для его команды, его отец был героем гонок Риккардо. Но он не собирается выступать в IndyCar, этот вид гонок Риккардо назвал «все еще пугающим».
Следующие шаги Риккардо не будут зависеть от гонок. У него очень насыщенная и яркая жизнь, его популярность выходит за рамки обычных границ спорта. Только Льюис Хэмилтон имеет такой же уровень привлекательности, который позволяет ему так же легко появляться на программах Джимми Киммела или Стивена Кольбера, как это делал Риккардо в последние годы. Он сохранит эту привлекательность, а также сможет исследовать больше того, каким может быть жизнь после Формулы-1.
«К счастью, я подружился с другими атлетами за эти годы, которые находились в аналогичной ситуации – как выглядит Вторая Фаза жизни. Я думаю, что впереди много дел, много возможностей. Это не то, чего я боюсь», – сказал Риккардо в Сингапуре в своём, вероятно, последнем интервью в качестве гонщика Ф-1.